Новости | Главная
21.03.2014
Смоленская земля принимает гостей. Всероссийская олимпиада по немецкому языку - день за днем.
Источник: Надежда Пупышева
Команда Москвы отправилась на олимпиаду по немецкому языку, которая проходит в Смоленском государственном университете с 20 по 25 марта. Столицу будут представлять 43 школьника. Следите за событиями вместе с нами.
21 марта. Открытие олимпиады
22 марта. Первый олимпиадный день
23 марта. Второй олимпиадный день
24 марта. Закрытие и результаты
24 марта. Больше трети дипломов получили московские школьники!
В Смоленске прошло закрытие финала Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку. Команда Москвы завоевала 6 из 13 дипломов победителей, еще 12 наших ребят стали призерами!
Московская команды была самой многочисленной и выступила достойно. Поздравляем всех участников с завершением олимпиады!
Результаты уже опубликованы на сайте СмолГУ.
Чтобы достичь успеха, школьникам пришлось немало потрудиться. О том, как московских школьников готовят к олимпиадам, рассказывает руководитель команды Ольга Васильевна Каплина:
"Подготовка к различным этапам всероссийской олимпиады по немецкому языку началась с октября 2013 года. Исходя из результатов прошлого года, мы знали, какие дети могут прийти на муниципальный этап в качестве победителей и призеров прошлого года, знали, какие школы обычно «поставляют» нам наиболее сильных детей. Я сделала рассылку завучам и учителям более чем 20 московских школ, учащиеся из которых получили в прошлом году дипломы регионального и заключительного этапов. Часть детей мы приглашали лично по электронной почте.
Таким образом сформировалась первая группа из 40 человек. С этой группой мы начали готовиться к муниципальному туру. Занятия проходили два раза в неделю на базе школы с углубленным изучением немецкого языка №1277 центрального округа. Основной день занятий - среда, работали обычно два преподавателя. Были также дополнительные консультации.
Подготовку к письменной части проводили еще и с помощью специального сайта. Школьники могли зарегистрироваться и прислать выполненные задания на проверку. Можно было отправить свои работы и на электронную почту преподавателя и получить оценку с критическими замечаниями.
Формат олимпиады был известен, он публикуется обычно на сайте www.rosolymp.ru. Мы готовились по всем разделам. Долго думали о теме по страноведению, остановились на том, что на региональном этапе задания по страноведению могут быть об олимпиадном движении и направили подготовку в это русло. Обсуждали и еще одну актуальную для нас тему - перекрестный год литературы и языка в России и Германии. Устные задания модерировали прямо в аудитории.
Много времени мы уделяли самому сложному заданию - лексико-грамматическому тесту, который традиционно в немецком языке представляет собой задание на заполнение пропусков в оригинальном тексте. Тексты довольно сложные, аутентичные.
Дети, занимавшиеся осенью, показали хорошие результаты на муниципальном этапе, и мы продолжили подготовку уже к региональному этапу в декабре-январе. На занятия приглашали победителей и призеров муниципального этапа, в основном через школы, правда не со всеми удалось связаться.
В подготовке школьников к заключительному этапу участвовали преподаватели из школ, вузов и даже носители языка. Надо отметить, что каждый год в жюри устного тура сидят представители Бюро зарубежных школ при посольстве Германии. Маркус Франке, работающий в школе №1277 по программе DSD (Немецкий языковой диплом), провел со школьниками несколько занятий по подготовке к устной части олимпиады. В основном он сосредоточил свое внимание на неумении учащихся аргументировать свою позицию. Дети любят растекаться мыслями по древу, а нужно выражаться конкретно, образно и кратко - на всю презентацию дается 10-12 минут, за которые все члены группы должны успеть высказаться. (Примечание: устная часть олимпиады проходит в форме ток-шоу на заданную тему, которое школьники готовят, а затем презентуют в группах из 4 человек).
В программе DSD участвует более 10 школ Москвы, учащиеся из которых стабильно показывают высокие результаты на олимпиадах по немецкому языку. В экзамене этой программы также есть устная часть, поэтому преподаватели, которые работают по этой программе, знают слабые места школьников.
Наши преподаватели охотно работают с одаренными детьми. Кто-то работает меньше, кто-то больше (они ведь все заняты на основной работе), но приходят к нам, используя каждую свободную минуту.
Подготовка к заключительному этапу продолжилась и в Смоленске. Вечером накануне письменного тура мы сделали грамматический тест и страноведческую викторину. Учащиеся работали в парах. Потом проверили выполненные задания и обсудили возможные темы по страноведению. О чем-то мы все-таки догадались. Часть вопросов были связаны с годом языка и литературы, а часть - снова с олимпийскими играми.
Вопросы были очень сложные, не все наши школьники выполнили это задание хорошо. Тот, кто последовал заранее советам преподавателей и подготовился дома по этой тематике, остался доволен своими результатами в страноведении.
Во второй вечер мы тоже готовились. Разыгрывать шоу не стали - слишком мало места было в гостинице, да и слишком много людей вокруг. Мы собрались двумя группами (по 2 сопровождающих преподавателя) и обсудили основные ошибки, допущенные участниками регионального этапа на устном туре, поговорили о том, что такое ток-шоу, каков его формат, как распределять роли, что должен делать модератор (ведущий), как он должен общаться с остальными участниками. Ток-шоу – это условная коммуникативная ситуация, тут надо играть. Многим детям не хватает убедительности и артистизма, они иногда просто монотонно произносят подготовленный текст, забывая, что один из критериев оценки – выразительность и артистизм. Я всегда привожу им в пример Андрея Малахова и его шоу: как он обращается к участникам, как извлекает мысли из их речей, как умело делает выводы. Наши дети любят и умеют быть модераторами, главное не забывать о том, что не нужно говорить больше всех, потому что за это тоже «наказывают», снимают баллы. В ходе встречи с учащимися мы поговорили также о том, какие могут быть предложены темы для ток-шоу. И опять пришли к мысли, что тема как-то будет связана с литературой, так оно и получилось.
Но устный тур, впрочем, как и вся олимпиада – вещь непредсказуемая. Никто не знает, как сложится группа, какие партнеры окажутся в твоей команде, как они поведут себя во время подготовки и самой презентации. Поэтому надеяться нужно было в большей степени на самого себя."
23 марта. По предварительным итогам абсолютно лучший результат у Московской десятиклассницы.
Вот и завершился этот долгий и тяжелый второй день всероссийской олимпиады по немецкому языку в Смоленске.
Сначала ребятам предстояло принять участие в устной части олимпиады. Всех участников разбили на группы по 4 человека, за 45 минут группа должна была подготовить ток-шоу о чтении в 21 веке. Тема могла быть любой: кто-то обсуждал плюсы и минусы бумажных и электронный носителей, другие рассуждали, почему молодежь мало читает и как это исправить. У каждого в команде была своя роль, для исполнения которой нужно было применить весь свой актерский талант и фантазию. Один участник из группы - ведущий или модератор шоу, руководители команды говорят, что именно эту роль любят московские школьники. Остальные могут взять роли, предложенные организаторами или придумать любые свои. Одним знанием языка тут не обойтись, нужно уметь работать в команде, слушать других и аргументированно отстаивать свою точку зрения. При этом, даже вжившись в роль, нельзя забывать о том, что жюри замечает все: и словарный запас, и правильность построения предложений, и даже жестикуляцию. Каждый участник получает индивидуальную оценку презентации, которая суммируется с общей оценкой выступления команды.
На этом соревновательная часть олимпиады была завершена. После обеда прошел разбор задач, где члены жюри проанализировали результаты выступления участников, рассказали, какие задания оказались простыми, а какие удались только немногим. Председатель жюри Радченко Олег Анатольевич зачитал самые интересные отрывки из письменных работ участников. Напомню, что в этом задании было дано начало рассказа и его конец, а участники должны были придумать середину. Истории получились разными: смешными, грустными, романтичными, а некоторые даже жестокими, кровавыми и трагичными. Также Олег Анатольевич отметил, что в этом году баллы за письмо ниже, чем обычно, возможно это связано со сложностью сюжета истории и с тем, что некоторые участники не совсем правильно перевели вступление, из-за чего их рассказ ушел в другое русло.
Дальше - еще одна непростая часть олимпиады - апелляция. Участники могли посмотреть свою письменную работу и обсудить с членами жюри устную часть, но на показе почти всех в разной форме предупредили, что повышения баллов ждать не стоит.
После ужина решившие все-таки попытать счастья на апелляции вернулись в университет, а остальные могли насладиться "Русалочкой" в местной филармонии.
По предварительным результатам первое место в рейтинге занимает московская десятиклассница Татьяна Аксентьева. Завтра состоится закрытие олимпиады, где мы узнаем имена всех призеров и победителей.
22 марта. Прошло 4 части олимпиады из 5 запланированных.
Весь вчерашний вечер на этажах гостиницы "Россия", где живут москвичи, была слышна немецкая речь. Наши школьники готовились к сложному первому дню олимпиады, и вот он настал.
После завтрака мы как всегда нашли нашего куратора с табличкой "Москва" и отправились в Смоленский государственный университет. В этот раз без оркестра и барабанов, зато с боевым настроем!
Участников собрали в конференц-зале и рассказали, какие соревнования их сегодня ожидают.
После этого в сопровождении волонтеров ребята отправились в другой корпус. На табличках теперь были не регионы, а номера аудиторий, где им предстояло провести почти весь день.
Первая часть олимпиады - лексико-грамматический тест, нужно было заполнить 20 пропусков в выданном тексте. Затем - викторина по страноведению и конкурс чтения.
После обеда проходило аудирование, а также творческая часть олимпиады - письмо. В этом задании дается начало и конец истории, нужно написать ее основную часть. Помимо знаний языка, здесь можно было получить балл и за креативность.
Участники вышли из университета только в 17.00, уставшие, но полные эмоций. Говорят, тема в последнем задании была сложная и неоднозначная.
Сейчас у них есть немного времени до ужина, чтобы обсудить прошедший день и отдохнуть, а вечером - снова подготовка, ведь завтра их ждут новые сложные задания!
Отчет о первом олимпиадном дне на сайте olimpiada.ru
21 марта. Смоленская земля приветствует гостей.
Сегодня в Смоленске состоялось открытие первого финала всероссийской олимпиады школьников в этом году - по немецкому языку. Москву представляет команда из 43 человек: 25 одиннадцатиклассников и по 9 человек из 9 и 10 классов.
Большинство участников из специализированных гимназий и школ, где язык изучают углубленно. Наиболее массово представлены Московская городская лингвистическая гимназия и школа с углубленным изучением немецкого языка №1277 (по 6 человек). Но есть и исключения - у некоторых членов команды немецкий язык не является профильным предметом в школе или вообще не изучается. Они получают свои знания самостоятельно, от родителей, репетиторов или посещая дополнительные занятия в специализированных школах.
Завтра школьников ждут лексико-грамматический тест, задания на страноведение, чтение, аудирование и письмо. Желаем им удачи!
Подробный отчет о дне открытия на сайте olimpiada.ru
Всю информацию о выступлении команды Москвы читайте на специальной страничке.
Поделиться