ЭТАПЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В Г.МОСКВЕ
 Новости
Школам: о листках участников муниципального этапа
Расписание муниципального этапа по ОБЖ, французскому языку и обществознанию
Количество баллов для участников муниципального этапа по первой группе предметов
Школьный этап для тех, кто по объективным причинам не смог поучаствовать
Курсы по проверке работ муниципального этапа
Контакты

Контактный адрес городского оргкомитета vos@olimpiada.ru

Ответственный секретарь городского оргкомитета
Михаил Вячеславович Будревич
mb@mosolymp.ru

Контакты координаторов первого и второго этапов в межрайонных советах директоров.

Контакты городских предметно-методических комиссий.

По поручению Департамента образования координацию организационной работы осуществляет ГАОУ ДПО Центр педагогического мастерства.

Директор ГАОУ ДПО ЦПМ
Иван Валериевич Ященко

iv@mosolymp.ru

Новости | Главная

14.04.2014 Смена эстафеты: финал по литературе в санатории "Вороново" Источник: Евгений Владимирович Подарцев

С 12 по 18 апреля в подмосковном санатории "Вороново" проходит финал всероссийской олимпиады по литературе. На соревнование приехало около 250 школьников из 56 регионов России. Столицу в этом году представят 37 участников.

17 апреля. Тайна до самого окончания

16 апреля. День эксперимента

15 апреля. «Узнай в толпе известных поэтов современности»

14 апреля. Понедельник - день тяжелый

13 апреля. Черновики участников имеют вес

12 апреля. Торжественная клятва перед лицом знаменитой Вороны


Тайна до самого окончания.

День начался с показа работ. Всё было хорошо организованно. Школьников разделили на группы и по очереди отправляли в учебный центр. Там каждому участнику была показана его работа с комментариями жюри и выдан индивидуальный лист с баллами. Финалисты, неудовлетворенные результатом, подавали апелляции, которые рассматривались комиссией здесь же,на месте. Следует заметить, что волнующиеся сопровождающие не имели возможности ознакомиться с результатами школьников до их возвращения с мероприятия.

Далее наступило время томительного ожидания. Предварительные баллы известны; неизвестна граница, с которой начинаются призовые места. Общий рейтинг оставался тайной до окончания церемонии награждения.

Одновременно с апелляцией проходил конкурс чтецов для желающих. Участники олимпиады из разных регионов читали стихи: свои и чужие. Шесть человек были отмечены тёплыми словами и призами от организаторов.

И вот – торжественная минута награждения!

Результаты команды Москвы.

День эксперимента. 

Главное событие этого дня – проведение устного тура. Школьники отправлялись на соревнование по классам (9-е, 11-е и 10-е) и возвращались по мере готовности. Каждому классу были предоставлены две темы на выбор.

Финалисты возвращались с устного тура, полные впечатлений. В основном, по отзывам участников, их слушали доброжелательно.

В середине дня для желающих была проведена экскурсия по территории пансионата. Школьникам рассказали про судьбу усадьбы Вороново.

Во второй половине дня состоялась встреча с Александром Кушнером. Поэт читал свои стихи, в том числе ещё не опубликованные, и отвечал на вопросы слушателей. После разбора заданий 2 и 3 туров состоялась встреча с поэтом и переводчиком Мариной Бородицкой.

«Узнай в толпе известных поэтов современности»

В 9 утра участники олимпиады и сопровождающие выехали в Москву. Экскурсия началась уже в автобусе. Она была информативной и включала в себя интересные факты, связывающие настоящее и прошлое.

Около 11.30 все прибыли в музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, где школьники стихийно разделилась группы. Одна отправилась в галерею искусств, другая предпочла посетить старую экспозицию. Команда Москвы вошла в состав второй группы.

В 13.30 продолжилась обзорная экскурсия по Москве: финалисты прошли через Александровский сад к могиле Неизвестного солдата, стали свидетелями смены почетного караула у Вечного огня. К сожалению, Красная площадь в это время была закрыта для посещения.

Кафе «Завтра» на Сретенке порадовало не только вкусным обедом, но и неожиданной встречей с поэтом Львом Рубинштейном. Некоторые участники усмотрели в этом очередное задание: «узнай в толпе известных поэтов современности».

В свободное время команда разделилась на группы с сопровождающими, чтобы погулять по бульварному кольцу.

Вечером школьники увидели спектакль школы-студии МХАТа по пьесе М.Горького «На дне». Это дипломная работа студентов была показана специально для участников олимпиады. Всем понравилась свежая, свободная манера игры. Некоторым даже удалось обсудить режиссерские находки и актёрскую игру с руководителем курса, Аркадием Кацем.

Возвращение в пансионат было ознаменовано интеллектуальными играми и дружескими беседами. 

По приезду в санаторий заботливые работники столовой предложили лёгкий ужин.

Понедельник - день тяжелый

В 9.15 начался второй тур.

Перед туром

Участникам были предложены следующие задания: сочинить заявку для участия в международной междисциплинарной конференции на тему «Пушкин (9 класс)/Лермонтов (10 класс)/Гоголь (11 класс) в XXI веке» (не более 100 слов), включив в него 5 ключевых слов, и, прочитав пять стихотворений (для каждого класса разные), преобразовать выданную тетрадь в поэтический сборник.

Задания оказались интересными и весьма трудными. Участникам было сложно соблюсти ограничения по количеству слов. По мнению членов жюри, задания практически и социально ориентированы: в современных условиях от филолога требуется не только навык детально анализировать текст, но и умение сочинять тексты в разных жанрах, рассчитанные на разные аудитории. Необходимы быстрая реакция, виртуозное владение стилем и, конечно, эрудиция.

Светлова В. и Щевьева А. (участницы)
 Нечагина С. (участница) Глебова М. (участница)  Нечагина С. и Шишаев А. (участники)

Несмотря на трудоёмкую и напряжённую работу, члены жюри нашли время встретиться с сопровождающими команд. Педагоги услышали интересную лекцию доктора филологических наук, декана филологического факультета НИУ ВШЭ Е.Н.Пенской «Как понимать смешное?». Выступление было посвящено поискам истоков комического в творчестве Ч. Диккенса и Козьмы Пруткова. Слушателям напомнили о понятии «романтическая ирония», введенном в литературоведческий оборот Ф.Шлегелем.

Далее доктор педагогических наук Н.В.Беляева очертила современные подходы к анализу лирического произведения в школе. Помимо теоретической части, доклад содержал анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Гроза» и оценку по критериям работы 11-классницы по этому стихотворению. Был продемонстрирован достаточно жёсткий подход к оцениванию олимпиадных работ, что вызвало противоречивые отзывы аудитории. По словам Н.В.Беляевой, каждая работа получает развернутую рецензию.

В 17 часов школьники и взрослые были приглашены на лекцию театроведа, критика, педагога А.М.Смелянского. Он говорил о творческой судьбе романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

С 18.15 до 19.05 часов проходил разбор заданий первого тура. Нельзя не отметить слишком малое количество времени, отведенное для этого необходимого и долгожданного мероприятия. За 50 минут рассказать о шести текстах довольно сложно. Ораторы ограничивались краткими, но концептуальными замечаниями о предложенных текстах. Перед участниками олимпиады выступили члены жюри М.Г.Павловец (9-ые классы), Т.Г.Кучина (10 класс, проза), Г.В.Зыкова (10 класс, поэзия), И.Н.Сухих (11 класс).  По замечанию И.Н.Сухих, выступление его было «схематично и синекдохично». Далеко не все ребята удовлетворились разборами и стали расспрашивать преподавателей.

После ужина был организован чтецкий вечер: стихи и прозу декламировали студенты театральной института им. Б.В.Щукина.

На сон грядущий психологи московской команды провели тренинг.

Тренинг

Черновики участников имеют вес

Утром участники отправляются на первое состязание. Финалистов отвозят на автобусах в здание учебного центра, несмотря на то, что находится он в 10 минутах ходьбы от места проживания.

Перед туром

С 9.30 до 14.30 проходит первый тур олимпиады. Участникам были предложены для анализа следующие тексты:

9 класс:                К.Г.Паустовский, «Старая рукопись» или Давид Самойлов, «Дом-музей поэта».

10 класс:              Ю.К.Олеша, «Лиомпа» или Арсений Тарковский, «Поэт».

11 класс:             С.Д.Довлатов, «Жизнь коротка» или Иосиф Бродский, «Ты поскачешь во мраке…»

Школьники оценили задания как вполне интересные и сложные. Настроение после тура приподнятое, бодрое. Конечно, сомнения в качестве своих работ у многих есть, кого-то волнует объём работ, кто-то не успел дописать или перечитать работу. В конце дня жюри объявило, что работы с пометой «см. черновик» рассматриваются так же, как и все остальные. В этом случае черновики так же зашифрованы и будут проверены.

Сопровождающие на это время тоже не были забыты. Доктор филологических наук, профессор филологического факультета Санкт-Петербургского университета И.Н.Сухих выступил с лекцией о том, как следует знакомить школьников и первокурсников с основами теории литературы. Этой проблеме посвящен его новый, готовящийся к изданию учебник «Практическая поэтика».

«Московская школа» ответила интересной лекцией профессора филологического факультета МГУ, доктора филологических наук А.В.Леденёва о диалоге поэтов в Серебряном веке.

Днем обсуждение работ всё ещё продолжалось, но уже в непринужденной обстановке, в прогулках по территории пансионата.

В 20 часов вниманию участников был предложен фильм «Мой Гамлет», рассказывающий об истории постановок «Гамлета» в России. Фильм посвящён 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого, и поэтому центральное место занял разговор о постановке «Гамлета» в Театре на Таганке в 1971 г. По окончании просмотра перед школьниками выступила главная героиня фильма – Людмила Абрамова, хранитель музея В.С.Высоцкого. Она призывала всех участников олимпиады рассматривать любое художественное явление в контексте биографии, истории, культуры. Ей яркое эмоциональное выступление произвело впечатление на слушателей, готовящихся к творческой работе на втором туре.

Оставшееся вечернее время было посвящено организационным вопросам.

Торжественная клятва перед лицом знаменитой Вороны

В этом году 12 апреля не только день космонавтики, но и дата начала финала всероссийской олимпиады школьников по литературе. Команда Москвы прибыла в санаторий "Вороново" в 16 часов. Участники зарегистрировались и разместились по 2 человека в комфортных номерах. 

Вид из окна

А в 6 вечера уже началось торжественное открытие олимпиады. С приветственной речью и пожеланиями успехов в предстоящих состязаниях перед участниками выступили: министр образования РФ Д.В.Ливанов, ректор НИУ ВШЭ Я.И.Кузьминов, директор ЦПМ И.В.Ященко, председатель ЦПМК олимпиады С.В.Волков, председатель (Е.Н.Пенская) и другие представили жюри.

Открытие. На сцене Д.В. Ливанов и Я.И. Кузьминов Открытие. На сцене И.В. Ященко

Перед лицом символа ВШЭ – знаменитой Вороны – и всех участников были принесены торжественные клятвы. Ребята обещали писать честно, красиво и интересно; жюри обещало оценивать работы по справедливости. От имени школьников выступил двукратный победитель олимпиады по литературе М.Кипнис (Москва, 11 класс), от имени жюри – Е.Н.Пенская. Начальник отдела по работе со школьниками НИУ ВШЭ К.А.Купцов от имени оргкомитета обещал чёткое соблюдение распорядка мероприятий на олимпиаде.

В 20.00 заместитель председателя оргкомитета доцент НИУ ВШЭ Н.Ю.Савельева познакомила всех с расписанием следующего дня и ответила на организационные вопросы.

Студенты факультета медиакоммуникаций освещают олимпиаду в СМИ, предлагают участникам высказать свои мнения по различным поводам. Вся информация оперативно публикуется на специальной странице.

После открытия прошел психологический тренинг Позднякова А.В.

Талисман команды - белка Брунгильда  "На водопой."

Получив последние наставления перед завтрашней письменной работой, ребята отправляются спать, чтобы набраться сил перед первым туром.


Всю информацию о выступлении команды Москвы читайте на специальной страничке.

Евгений Владимирович Подарцев



Поделиться