ЭТАПЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В Г.МОСКВЕ
 Новости
Сканы работ муниципального этапа по литературе и биологии на курсах
Сканы работ муниципального этапа по экологии на курсах
Регистрация участников II этапа по технологии в номинации "Техника и техническое творчество"
Регистрация участников II этапа по информатике
Расписание муниципального этапа по географии, истории и химии
Контакты

Контактный адрес городского оргкомитета  vos@olimpiada.ru

Ответственный секретарь городского оргкомитета
Алексей Николаевич Горбачев

Контакты координаторов первого и второго этапов в межрайонных советах директоров.

Контакты городских предметно-методических комиссий.

По поручению Департамента образования координацию организационной работы осуществляет ГАОУ ДПО центр педагогического мастерства.

Директор ГАОУ ДПО ЦПМ Иван Валериевич Ященко
iv@mosolymp.ru

Новости | Главная

14.04.2014 Смена эстафеты: финал по литературе в санатории "Вороново" Источник: Евгений Владимирович Подарцев

С 12 по 18 апреля в подмосковном санатории "Вороново" проходит финал всероссийской олимпиады по литературе. На соревнование приехало около 250 школьников из 56 регионов России. Столицу в этом году представят 37 участников.

17 апреля. Тайна до самого окончания

16 апреля. День эксперимента

15 апреля. «Узнай в толпе известных поэтов современности»

14 апреля. Понедельник - день тяжелый

13 апреля. Черновики участников имеют вес

12 апреля. Торжественная клятва перед лицом знаменитой Вороны


Тайна до самого окончания.

День начался с показа работ. Всё было хорошо организованно. Школьников разделили на группы и по очереди отправляли в учебный центр. Там каждому участнику была показана его работа с комментариями жюри и выдан индивидуальный лист с баллами. Финалисты, неудовлетворенные результатом, подавали апелляции, которые рассматривались комиссией здесь же,на месте. Следует заметить, что волнующиеся сопровождающие не имели возможности ознакомиться с результатами школьников до их возвращения с мероприятия.

Далее наступило время томительного ожидания. Предварительные баллы известны; неизвестна граница, с которой начинаются призовые места. Общий рейтинг оставался тайной до окончания церемонии награждения.

Одновременно с апелляцией проходил конкурс чтецов для желающих. Участники олимпиады из разных регионов читали стихи: свои и чужие. Шесть человек были отмечены тёплыми словами и призами от организаторов.

И вот – торжественная минута награждения!

Результаты команды Москвы.

День эксперимента. 

Главное событие этого дня – проведение устного тура. Школьники отправлялись на соревнование по классам (9-е, 11-е и 10-е) и возвращались по мере готовности. Каждому классу были предоставлены две темы на выбор.

Финалисты возвращались с устного тура, полные впечатлений. В основном, по отзывам участников, их слушали доброжелательно.

В середине дня для желающих была проведена экскурсия по территории пансионата. Школьникам рассказали про судьбу усадьбы Вороново.

Во второй половине дня состоялась встреча с Александром Кушнером. Поэт читал свои стихи, в том числе ещё не опубликованные, и отвечал на вопросы слушателей. После разбора заданий 2 и 3 туров состоялась встреча с поэтом и переводчиком Мариной Бородицкой.

«Узнай в толпе известных поэтов современности»

В 9 утра участники олимпиады и сопровождающие выехали в Москву. Экскурсия началась уже в автобусе. Она была информативной и включала в себя интересные факты, связывающие настоящее и прошлое.

Около 11.30 все прибыли в музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, где школьники стихийно разделилась группы. Одна отправилась в галерею искусств, другая предпочла посетить старую экспозицию. Команда Москвы вошла в состав второй группы.

В 13.30 продолжилась обзорная экскурсия по Москве: финалисты прошли через Александровский сад к могиле Неизвестного солдата, стали свидетелями смены почетного караула у Вечного огня. К сожалению, Красная площадь в это время была закрыта для посещения.

Кафе «Завтра» на Сретенке порадовало не только вкусным обедом, но и неожиданной встречей с поэтом Львом Рубинштейном. Некоторые участники усмотрели в этом очередное задание: «узнай в толпе известных поэтов современности».

В свободное время команда разделилась на группы с сопровождающими, чтобы погулять по бульварному кольцу.

Вечером школьники увидели спектакль школы-студии МХАТа по пьесе М.Горького «На дне». Это дипломная работа студентов была показана специально для участников олимпиады. Всем понравилась свежая, свободная манера игры. Некоторым даже удалось обсудить режиссерские находки и актёрскую игру с руководителем курса, Аркадием Кацем.

Возвращение в пансионат было ознаменовано интеллектуальными играми и дружескими беседами. 

По приезду в санаторий заботливые работники столовой предложили лёгкий ужин.

Понедельник - день тяжелый

В 9.15 начался второй тур.

Перед туром

Участникам были предложены следующие задания: сочинить заявку для участия в международной междисциплинарной конференции на тему «Пушкин (9 класс)/Лермонтов (10 класс)/Гоголь (11 класс) в XXI веке» (не более 100 слов), включив в него 5 ключевых слов, и, прочитав пять стихотворений (для каждого класса разные), преобразовать выданную тетрадь в поэтический сборник.

Задания оказались интересными и весьма трудными. Участникам было сложно соблюсти ограничения по количеству слов. По мнению членов жюри, задания практически и социально ориентированы: в современных условиях от филолога требуется не только навык детально анализировать текст, но и умение сочинять тексты в разных жанрах, рассчитанные на разные аудитории. Необходимы быстрая реакция, виртуозное владение стилем и, конечно, эрудиция.

Светлова В. и Щевьева А. (участницы)
 Нечагина С. (участница) Глебова М. (участница)  Нечагина С. и Шишаев А. (участники)

Несмотря на трудоёмкую и напряжённую работу, члены жюри нашли время встретиться с сопровождающими команд. Педагоги услышали интересную лекцию доктора филологических наук, декана филологического факультета НИУ ВШЭ Е.Н.Пенской «Как понимать смешное?». Выступление было посвящено поискам истоков комического в творчестве Ч. Диккенса и Козьмы Пруткова. Слушателям напомнили о понятии «романтическая ирония», введенном в литературоведческий оборот Ф.Шлегелем.

Далее доктор педагогических наук Н.В.Беляева очертила современные подходы к анализу лирического произведения в школе. Помимо теоретической части, доклад содержал анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Гроза» и оценку по критериям работы 11-классницы по этому стихотворению. Был продемонстрирован достаточно жёсткий подход к оцениванию олимпиадных работ, что вызвало противоречивые отзывы аудитории. По словам Н.В.Беляевой, каждая работа получает развернутую рецензию.

В 17 часов школьники и взрослые были приглашены на лекцию театроведа, критика, педагога А.М.Смелянского. Он говорил о творческой судьбе романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

С 18.15 до 19.05 часов проходил разбор заданий первого тура. Нельзя не отметить слишком малое количество времени, отведенное для этого необходимого и долгожданного мероприятия. За 50 минут рассказать о шести текстах довольно сложно. Ораторы ограничивались краткими, но концептуальными замечаниями о предложенных текстах. Перед участниками олимпиады выступили члены жюри М.Г.Павловец (9-ые классы), Т.Г.Кучина (10 класс, проза), Г.В.Зыкова (10 класс, поэзия), И.Н.Сухих (11 класс).  По замечанию И.Н.Сухих, выступление его было «схематично и синекдохично». Далеко не все ребята удовлетворились разборами и стали расспрашивать преподавателей.

После ужина был организован чтецкий вечер: стихи и прозу декламировали студенты театральной института им. Б.В.Щукина.

На сон грядущий психологи московской команды провели тренинг.

Тренинг

Черновики участников имеют вес

Утром участники отправляются на первое состязание. Финалистов отвозят на автобусах в здание учебного центра, несмотря на то, что находится он в 10 минутах ходьбы от места проживания.

Перед туром

С 9.30 до 14.30 проходит первый тур олимпиады. Участникам были предложены для анализа следующие тексты:

9 класс:                К.Г.Паустовский, «Старая рукопись» или Давид Самойлов, «Дом-музей поэта».

10 класс:              Ю.К.Олеша, «Лиомпа» или Арсений Тарковский, «Поэт».

11 класс:             С.Д.Довлатов, «Жизнь коротка» или Иосиф Бродский, «Ты поскачешь во мраке…»

Школьники оценили задания как вполне интересные и сложные. Настроение после тура приподнятое, бодрое. Конечно, сомнения в качестве своих работ у многих есть, кого-то волнует объём работ, кто-то не успел дописать или перечитать работу. В конце дня жюри объявило, что работы с пометой «см. черновик» рассматриваются так же, как и все остальные. В этом случае черновики так же зашифрованы и будут проверены.

Сопровождающие на это время тоже не были забыты. Доктор филологических наук, профессор филологического факультета Санкт-Петербургского университета И.Н.Сухих выступил с лекцией о том, как следует знакомить школьников и первокурсников с основами теории литературы. Этой проблеме посвящен его новый, готовящийся к изданию учебник «Практическая поэтика».

«Московская школа» ответила интересной лекцией профессора филологического факультета МГУ, доктора филологических наук А.В.Леденёва о диалоге поэтов в Серебряном веке.

Днем обсуждение работ всё ещё продолжалось, но уже в непринужденной обстановке, в прогулках по территории пансионата.

В 20 часов вниманию участников был предложен фильм «Мой Гамлет», рассказывающий об истории постановок «Гамлета» в России. Фильм посвящён 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого, и поэтому центральное место занял разговор о постановке «Гамлета» в Театре на Таганке в 1971 г. По окончании просмотра перед школьниками выступила главная героиня фильма – Людмила Абрамова, хранитель музея В.С.Высоцкого. Она призывала всех участников олимпиады рассматривать любое художественное явление в контексте биографии, истории, культуры. Ей яркое эмоциональное выступление произвело впечатление на слушателей, готовящихся к творческой работе на втором туре.

Оставшееся вечернее время было посвящено организационным вопросам.

Торжественная клятва перед лицом знаменитой Вороны

В этом году 12 апреля не только день космонавтики, но и дата начала финала всероссийской олимпиады школьников по литературе. Команда Москвы прибыла в санаторий "Вороново" в 16 часов. Участники зарегистрировались и разместились по 2 человека в комфортных номерах. 

Вид из окна

А в 6 вечера уже началось торжественное открытие олимпиады. С приветственной речью и пожеланиями успехов в предстоящих состязаниях перед участниками выступили: министр образования РФ Д.В.Ливанов, ректор НИУ ВШЭ Я.И.Кузьминов, директор ЦПМ И.В.Ященко, председатель ЦПМК олимпиады С.В.Волков, председатель (Е.Н.Пенская) и другие представили жюри.

Открытие. На сцене Д.В. Ливанов и Я.И. Кузьминов Открытие. На сцене И.В. Ященко

Перед лицом символа ВШЭ – знаменитой Вороны – и всех участников были принесены торжественные клятвы. Ребята обещали писать честно, красиво и интересно; жюри обещало оценивать работы по справедливости. От имени школьников выступил двукратный победитель олимпиады по литературе М.Кипнис (Москва, 11 класс), от имени жюри – Е.Н.Пенская. Начальник отдела по работе со школьниками НИУ ВШЭ К.А.Купцов от имени оргкомитета обещал чёткое соблюдение распорядка мероприятий на олимпиаде.

В 20.00 заместитель председателя оргкомитета доцент НИУ ВШЭ Н.Ю.Савельева познакомила всех с расписанием следующего дня и ответила на организационные вопросы.

Студенты факультета медиакоммуникаций освещают олимпиаду в СМИ, предлагают участникам высказать свои мнения по различным поводам. Вся информация оперативно публикуется на специальной странице.

После открытия прошел психологический тренинг Позднякова А.В.

Талисман команды - белка Брунгильда  "На водопой."

Получив последние наставления перед завтрашней письменной работой, ребята отправляются спать, чтобы набраться сил перед первым туром.


Всю информацию о выступлении команды Москвы читайте на специальной страничке.

Евгений Владимирович Подарцев



Поделиться